Неточные совпадения
Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе
правилом, что в трех случаях всегда
следует взяться за саблю, именно: когда комиссары [Комиссары — польские сборщики податей.] не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.
Но ведь вот что при этом, добрейший Родион Романович, наблюдать
следует: ведь общего-то случая-с, того самого, на который все юридические формы и
правила примерены и с которого они рассчитаны и в книжки записаны, вовсе не существует-с, по тому самому, что всякое дело, всякое, хоть, например, преступление, как только оно случится в действительности, тотчас же и обращается в совершенно частный случай-с; да иногда ведь в какой: так-таки ни на что прежнее не похожий-с.
Но крепко набрался каких-то новых
правил.
Чин
следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
— Вот, Борюшка, мы выгнали Нила Андреича, а он бы тебе на это отвечал как
следует. Я не сумею. Я знаю только, что ты дичь городишь, да: не погневайся! Это новые
правила, что ли?
Всегда после таких пробуждений Нехлюдов составлял себе
правила, которым намеревался
следовать уже навсегда: писал дневник и начинал новую жизнь, которую он надеялся никогда уже не изменять, — turning a new leaf, [превернуть страницу,] как он говорил себе. Но всякий раз соблазны мира улавливали его, и он, сам того не замечая, опять падал, и часто ниже того, каким он был прежде.
Пороху и дроби, разумеется, ему не выдавали,
следуя точно тем же
правилам, в силу которых и он не кормил своей собаки.
Я принимаю
правило: против воли человека не
следует делать ничего для него; свобода выше всего, даже и жизни.
Корчевская кузина иногда гостила у княгини, она любила «маленькую кузину», как любят детей, особенно несчастных, но не знала ее. С изумлением, почти с испугом разглядела она впоследствии эту необыкновенную натуру и, порывистая во всем, тотчас решилась
поправить свое невнимание. Она просила у меня Гюго, Бальзака или вообще что-нибудь новое. «Маленькая кузина, — говорила она мне, — гениальное существо, нам
следует ее вести вперед!»
Когда я писал эту часть «Былого и дум», у меня не было нашей прежней переписки. Я ее получил в 1856 году. Мне пришлось, перечитывая ее,
поправить два-три места — не больше. Память тут мне не изменила. Хотелось бы мне приложить несколько писем NataLie — и с тем вместе какой-то страх останавливает меня, и я не решил вопрос,
следует ли еще дальше разоблачать жизнь, и не встретят ли строки, дорогие мне, холодную улыбку?
Грамота давалась мне легко, дедушка смотрел на меня всё внимательнее и все реже сек, хотя, по моим соображениям, сечь меня
следовало чаще прежнего: становясь взрослее и бойчей, я гораздо чаще стал нарушать дедовы
правила и наказы, а он только ругался да замахивался на меня.
Это
следует считать за
правило.
Приступим ныне вкратце к
правилам общежития. Предписать их не можно с точностию, ибо располагаются они часто по обстоятельствам мгновения. Но, дабы колико возможно менее ошибаться, при всяком начинании вопросите ваше сердце; оно есть благо и николи обмануть вас не может. Что вещает оно, то и творите.
Следуя сердцу в юности, не ошибетеся, если сердце имеете благое. Но следовати возмнивый рассудку, не имея на браде власов, опытность возвещающих, есть безумец.
Но где есть няньки, то
следует, что есть ребята, ходят на помочах, от чего нередко бывают кривые ноги; где есть опекуны,
следует, что есть малолетные, незрелые разумы, которые собою
править не могут.
Следуя сему
правилу, удаляйтеся, елико то возможно, даже вида раболепствования.
Следуя сему
правилу, доколе силы разума не были в вас действующи, не предлагал я вам понятия о всевышнем существе и еще менее об откровении.
Узнав, что
правило, которому они
следовали, отменено или само умерло, они решительно не знают, куда им обратиться и за что взяться, — и бывают ужасно рады первому встречному, который возьмется вести их.
По общей логике
следовало бы, если уж человек ставит какие-нибудь
правила и требования, хотя бы и произвольные, — то он должен и сам их уважать в данных случаях и отношениях, наравне с другими.
Я думаю, что наши близкие ожидают чего-нибудь от этого торжества, но мне кажется, ничего не может быть, хотя по всем
правилам следовало бы, в подражание Европе, сделать амнистию. У нас этого слова не понимают. Как вы думаете, что тут выкинет наш приятель? Угадать его мудрено, Н. П., как медведь, не легко сказать, что он думает. [Приятель, Н. П. и дальше — медведь — Николай I.]
У Егора Николаевича никак нельзя было добиться: подозревает ли он свою жену в истерическом притворстве, или считает свой способ лечения надежным средством против действительной истерики, но он неуклонно
следовал своему
правилу до счастливого дня своей серебряной свадьбы.
— Очень можно. Но из одной-то ошибки в другую лезть не
следует; а у нас-то это, к несчастию, всегда так и бывает. Сделаем худо, а
поправим еще хуже.
Мне нечего было терять, я прокашлялся и начал врать все, что только мне приходило в голову. Учитель молчал, сметая со стола пыль перышком, которое он у меня отнял, пристально смотрел мимо моего уха и приговаривал: «Хорошо-с, очень хорошо-с». Я чувствовал, что ничего не знаю, выражаюсь совсем не так, как
следует, и мне страшно больно было видеть, что учитель не останавливает и не
поправляет меня.
— Опекуном, то есть, назначен был, как
следует — опекой, —
поправил ее муж.
— Луша! ты забываешь золотое
правило: всякий человек имеет право быть глупым, но не
следует злоупотреблять этим правом…
Но тут г-н фон Рихтер заметил Панталеоне, что ему, как старшему секунданту,
следует, по
правилам дуэли, прежде чем провозгласить роковое: «Раз, два! три!», обратиться к противникам с последним советом и предложением: помириться; что хотя это предложение не имеет никогда никаких последствий и вообще не что иное, как пустая формальность, однако исполнением этой формальности г-н Чиппатола отклоняет от себя некоторую долю ответственности; что, правда, подобная аллокуция [Речь, обращение (лат. allocutio).] составляет прямую обязанность так называемого «беспристрастного свидетеля» (unparteiischer Zeuge) — но так как у них такового не имеется — то он, г-н фон Рихтер, охотно уступает эту привилегию своему почтенному собрату.
Следуя своему
правилу быть всегда оригинальным и считая, что такие умные люди, как я и княгиня, должны стоять выше банальной учтивости, я отвечал, что терпеть не могу гулять без всякой цели, и ежели уж люблю гулять, то совершенно один.
Следуя сему
правилу и углубляясь ежедневно в самые затаенные изгибы моего сердца, я усматриваю ясно, что, по воле провидения, получил вместе с греховной природой человека — страсть Аббадоны — гордость!
Нравов и обычаев не имеется, так как таковые, еще при крепостном праве, уничтожены, а после того, за объявлением воли вину, не успели народиться. К числу нравов и обычаев, признаки которых уже до известной степени обозначились,
следует отнести: во-первых, стремление к увеличению государственного дохода посредством посещения кабаков и, во-вторых,
правило, на основании которого обыватель, взявший весной у Финагеича полпуда муки, осенью возвращает пуд и сверх того, на гулянках, убирает ему полдесятины луга.
Следуя основному нашему
правилу непротивления злу злом, мы не можем производить заговоров, смут или насилий.
Люди, привыкшие к существующему порядку вещей, любящие его, боящиеся изменить его, стараются понять учение как собрание откровений и
правил, которые можно принять, не изменяя своей жизни, тогда как учение Христа не есть только учение о
правилах, которым должен
следовать человек, но — выяснение нового смысла жизни, определяющего всю, совсем иную, чем прежняя, деятельность человечества в тот период, в который оно вступает.
Володин же вел себя степенно и крестился, сохраняя на лице глубокомысленное выражение. Он не связывал с церковными обрядами никакого иного представления, кроме того, что все это установлено, подлежит исполнению и что исполнение всех обрядов ведет к некоторому внутренному удобству: сходил в праздник в церковь, помолился — и прав, нагрешил, покаялся — и опять прав. Хорошо и удобно, тем удобнее, что вне церкви обо всем церковном не надо было и думать, а руководиться
следовало совсем иными житейскими
правилами.
— Эти порядки нам хорошо известны, — возразил сейчас же Творожков, не давая ему продолжать, — провинится гимназист, его в гимназии накажут, как по
правилам следует; коли ему неймется, родителям дадут знать или там в гимназию вызовут, классный наставник или там инспектор скажет, в чем его вина; а уж как с ним дома поступить, это родители сами знают, по ребенку глядя, ну и опять же по вине.
–… первая обязанность ваша как ученика — учиться… нельзя увлекаться обществом, хотя бы и весьма приятным и вполне безукоризненным. во всяком случае,
следует сказать, что общество мальчиков вашего возраста для вас гораздо полезнее… Надо дорожить репутацией и своею и учебного заведения… Наконец, — скажу вам прямо, — я имею основания предполагать, что ваши отношения к барышням имеют характер вольности, недопустимой в вашем возрасте, и совсем не согласно с общепринятыми
правилами приличия.
Не знаю, как это случилось, но она барыню застала врасплох; старуха, не зная Талейранова
правила — «никогда не
следовать первому побуждению сердца, потому что оно всегда хорошо», — тронулась ее судьбою и предложила ей отпускную за небольшой взнос двух тысяч рублей.
Давно собирался я оставить ваш дом, но моя слабость мешала мне, — мешала мне любовь к вашему сыну; если б я не бежал теперь, я никогда бы не сумел исполнить этот долг, возлагаемый на меня честью. Вы знаете мои
правила: я не мог уж и потому остаться, что считаю унизительным даром есть чужой хлеб и, не трудясь, брать ваши деньги на удовлетворение своих нужд. Итак, вы видите, что мне
следовало оставить ваш дом. Расстанемся друзьями и не будем более говорить об этом.
Да вот и себя не мешает маленечко того, знаешь, этак, покуражить: ведь это, как есть, братец ты мой, по
правилу следует… а?
— Тебе только не
следует волноваться, — говорила Александра Васильевна, снимая шляпу и
поправляя спутавшиеся на лбу пряди белокурых, мягких, как шелк, волос. — Не будешь волноваться и поправишься…
Он дал мерку не длинную, так, вершка три, не больше, длины (теперешним стихотворцам эта мера покажется короткою, но, уверяю вас, что в наше время длиннее стихов не писали, разумеется, стихотворцы, а не стихоплеты; им закон и в наше время не был писан); притом преподал
правила, чтобы мужской и женский стих
следовали постоянно один за другим и чтоб рифмы были богатые.
Мы так глубоко тронуты были назидательным для нас наставлением нашего наставника, что невольно, по сердечному влечению, отдали ему поклон, довлеющий одному начальнику, и при изъявлении вечной благодарности все его мудрые
правила обещали навек запечатлеть в юных сердцах наших и
следовать им.
Кто настоящий эгоист, кто с толком любит свой душевный комфорт, тот должен тщательно избегать таких воспоминаний. Вот почему, между прочим, и
следует знакомиться только с порядочными людьми, у которых дела их всегда в порядке, и надо их бросать, когда фортуна поворачивается к ним спиною. Это подлое, но очень практическое
правило.
Она была терпеливее графини и не покидала Шерамура, а как это делалось на основании какого-то текста то графиня не находила этого нимало странным. Напротив: это было именно как
следует, — потому что они не так как мы примемся да и бросим, а они до конца держатся
правила: fais ce que tu dois. [исполняй свой долг — франц.]
Вопреки злословию мужчин, мы иногда рассуждаем, имеем
правила и
следуем им.
Государственная власть в народном представлении от первоисточника своего — монарха разветвлялась так: первое лицо в государстве — государь, правящий всем государством; за ним второе — губернатор, который
правит губерниею, и потом прямо за губернатором непосредственно
следует третье — городничий, «сидящий на городу».
Он было на минуту задумался, но,
следуя русскому
правилу, решился идти вперед.
Идеализируя характер Алеши (как и
следует по
правилам рыцарского великодушия, говоря о сопернике), рассказчик замечает, что он «мог бы сделать и дурной поступок, принужденный чьим-нибудь сильным влиянием, но, сознав последствия такого поступка, умер бы от раскаяния».
Смирнов. Да, так… Засим вы поднимаете курок… вот так прицеливаетесь… Голову немножко назад! Вытяните руку, как
следует… Вот так… Потом вот этим пальцем надавливаете эту штучку — и больше ничего… Только главное
правило: не горячиться и прицеливаться не спеша… Стараться, чтоб не дрогнула рука.
Принято, например, что мальчиков
следует держать свободнее, нежели девочек, и каждый отец, каждая мать, как бы ни были убеждены в неразумности такого различия, воспитывают детей по этому
правилу.
Саша. Не выдумывай… Надень картуз как
следует. (
Поправляет ему фуражку.) Какой ты еще молодец у нас!
Нужно только строго и неуклонно
следовать старому
правилу: «primum non nocere, — прежде всего не вредить».
Пока я ставлю это
правилом лишь для самого себя, я нахожу его хорошим и единственно возможным; но когда я представляю себе, что
правилу этому станут
следовать все, я вижу, что такой образ действий ведет не только к гибели медицины, но и к полнейшей бессмыслице.
Да, они нам твердили это достаточно, и на экзамене я сумел бы привести массу примеров, самым неопровержимым образом доказывающих необходимость
следовать этому
правилу.